Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Нижегородская природоохранная прокуратура информирует

Главная » Новости » Нижегородская природоохранная прокуратура информирует
11 декабря 2015

ИНФОРМАЦИЯ

Нижегородской природоохранной прокуратуры

 

Вода играет важную роль в нашей повседневной жизни. Повернул кухонный кран и вода полилась. Хочешь – пей, хочешь – готовь еду, хочешь - мойся. Порой мы даже не задумываемся, какой путь проходит вода от источника до нашей кухни, какие усилия должны прилагаться для того, чтобы исключить попадание в воду извне вредных бактерий и веществ.

В Нижегородской области для целей централизованного водоснабжения  используется 21 поверхностный и 2659 подземный водоисточник.

Бытует мнение, что самая чистая вода из подземных недр и даже в условиях централизованной системы водоснабжения не требуется проводить особенных защитных мероприятий, чтобы обеспечивать безопасность такой воды. Ведь глубоко под землей сама природа производит чистую воду, а задача коммунальщиков – только поднять воду из недр мощными насосами и распределить по водопроводным трубам до квартир.

Однако, это не совсем так.

Подтверждением тому стали события пятилетней давности в г.Урень, когда по вине местного коммунального предприятия хозфекальные стоки из аварийного коллектора просочились через трещины колодца в артезианскую скважину, подающую воду из подземных источников в водопровод. Результат – заражение питьевой воды норовирусом и около 200 заболевших. Директор предприятия был осужден.

Какова нынешняя ситуация с состоянием охраны вод и источников питьевого водоснабжения в Нижегородской области предстояло ответить Нижегородской природоохранной прокуратуре в ходе проведения соответствующей проверки, ведь вопросами обеспечения населения питьевой водой занимаются не только коммунальные службы, но и в той или иной мере и органы местного самоуправления, и органы власти Нижегородской области, и федеральные органы.   

Прежде всего, несколько слов о правовом регулировании данных отношений.

Водный кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» гласит, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Для питьевых целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения водные объекты.

Для таких случаев устанавливаются зоны санитарной охраны вокруг источника. Эксплуатирующая организация должна разработать проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого снабжения, утвердить его в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Нижегородской области – это Министерство экологии и природопользования Нижегородской области).

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Впоследствии данные границы наносятся на различные картографические материалы, в том числе в кадастровую документацию.

Статья 44 упомянутого закона запрещает сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжении.

Охрана подземных водных объектов осуществляется в том числе посредством возложения обязанности на физических, юридических лиц, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Ряд  важнейших требований, гарантирующих безопасность вод для  питьевых нужд, определены в Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»  (СанПиН 2.1.4.1110-02).

Так, согласно данных Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:

первый пояс (пояс строгого режима) предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;

второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Согласно п. 3.2.1. Правил территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений и др.

Водопроводные сооружения должны быть оборудованы так, чтобы предотвращать возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Границы второго и третьего поясов определяются при разработке проекта расчетным путем по специальной формуле.

В пределах второго пояса охраны не допускается: применение удобрений и ядохимикатов, размещение кладбищ, скотомогильников, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.

В границах второго и третьего поясов запрещается размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Как показала прокурорская проверка, в целом, в Нижегородской области наблюдается положительная тенденция сокращения количества источников централизованного водоснабжения, не отвечающих требованиям санитарных правил, с 17% в 2010 году до 15% в 2014 году.

Однако, экологическую ситуацию с состоянием водных объектов нельзя охарактеризовать как стабильную.

В 29 районах области (Большемурашкинский, Борский, Богородский, г. Дзержинск, Бутурлинский, Вачский, Ветлужский, Воскресенский, Дивеевский, Лысковский и др.) не менее 90%  водоисточников имеют организованные зоны санитарной охраны.

Только 54% источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения имеют какую-либо документацию по установлению размеров охранных зон (Вадский, Ардатовский, Краснооктябрьский, Починковский, Дальнеконстантиновский и др. районы).

В Ардатовском, Гагинском, Сокольском районах лишь только у каждого третьего источника организована зона санитарной охраны.

Нижегородской природоохранной прокуратурой в деятельности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц (Бутурлинский, Городецкий, Княгининский, Краснобаковский, Лысковский, Спасский  и др. районы) выявлено 238 нарушений закона в данной сфере, для устранения которых возбуждено 58 дел об административном правонарушении, внесено 63 представления.

Наиболее распространенными нарушениями закона являлось: пользование недрами при заборе воды без соответствующей на то лицензии либо с нарушением условий лицензии на недропользование; нарушения санитарных правил, связанные с отсутствия проектов зон санитарной охраны, с не обустройством пояса первой охраны; забор воды без учета ее количества.

Кроме того, прокуратурой направлено 8 исковых заявлений в суд с требованием обязать организации, осуществляющие забор воды из водных объектов без разрешительной документации, получить отсутствующую документацию.

Устранение выявленных в ходе данной проверки нарушений находится под контролем Нижегородской природоохранной прокуратуры.

О районе Органы власти Исполнительная власть Представительная власть Контрольно-счетная инспекция Нормативные акты Муниципальный заказ Муниципальное имущество Муниципальная служба Муниципальные образования Противодействие коррупции Социальная сфера Финансы Экономика Исполнение ФЗ№8 от09.02.09 Муниципальные услуги Полезные ссылки Телефонный справочник Расписание автобусов ГО и ЧС Цифровое эфирное телевидение Открытые данные Электронное правительство госуслуги Общероссийская база вакансий Полезная информация Ведомственный контроль